Искусство первой половины и середины XVIII века
Введение
XVIII век был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры, обусловленного коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которые осуществлялись Петром I. В отличие от средневековой эпохи, Когда искусство носило, главным образом, культовый характер, в XVIII веке стали интенсивно развиваться его светские формы. Больших успехов достигли живопись и гравюра, архитектура и скульптура, прикладное искусство. Они наследовали богатейший национальный художественный опыт Древней Руси, использовали европейские культурные традиции.
Переход к светским формам художественного творчества в России по сравнению с европейскими странами осуществлялся с опозданием, однако он был подготовлен всем ее развитием. Поэтому новое русское искусство очень скоро обрело профессиональную зрелость.
Строительство новой столицы России - Петербурга и других городов государства, многочисленных дворцов, общественных сооружений повлекло за собой развитие декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые придавали неповторимую красоту архитектурным ансамблям, способствуя формированию искусства первой половины и середины XVIII века. Оно складывалось на основе национальных традиций, но впитывало в себя творчески претворенные черты европейских художественных стилей - классицизма XVII века, а в дальнейшем - барокко.
В XVIII веке гораздо значительнее стала роль человека в русском обществе. Развитие политической системы государства, промышленности и культуры потребовало образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. В Петровскую эпоху заслуги перед государством и талант часто ставились выше родовитости. Поэтому возрастал интерес к человеческой личности. Естественно, что большое распространение получил портретный жанр.
Утверждение светских начал в искусстве петровского времени стало государственной политикой. Петр I, понимая насущные потребности страны, разнообразными, часто крутыми и решительными мерами добивался того, чтобы Россия как можно скорее заняла достойное место среди других европейских государств. С этой целью он всячески поощрял использование европейского опыта во всех областях техники, науки и искусства. Не случайно, именно в петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств.
Петр I говорил, что без опытных "ученых" живописцев и граверов нельзя обойтись. Он приглашал иностранцев в Россию, но вместе с тем заботился о воспитании русских художников. В первой четверти XVIII века стало широко практиковаться пенсионерство - посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии. Сам Петр гордился талантливыми русскими людьми, помогал их творческому росту. Руководствуясь идеей государственного блага, он поощрял их деятельность. Именно так было с И. Н. Никитиным, А. М. Матвеевым, И. К. Коробовым и другими художниками и архитекторами. Приглашая иностранцев в Россию, их обязывали не только исполнять работы по договору, но и обучать русских. Среди этих иностранцев были люди, целиком отдавшие свой талант русскому искусству. Однако нередко оказывались и такие, кто приезжал только с целью обогащения; они не оставили следа в культуре России.
Русское искусство первой половины XVIII века принято разделять на три временных этапа: Петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-х - начало 1740-х и 1740-е - 1750-е годы. Первый этап характеризуется решением градостроительных задач, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного образования. Второй этап - время, когда несмотря на некоторое замедление процесса художественного развития во время правления Анны Иоанновны, петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и изобразительного искусства, когда возвращаются из-за границы и начинают работать многие петровские пенсионеры, закладываются основы развития искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко (творения Ф. Б. Растрелли).
Изучение памятников искусства первой половины XVIII столетия началось в конце XIX - начале XX века. Проводившиеся тогда выставки портретов способствовали выявлению произведений искусства этого времени. В годы советской власти, особенно в послевоенный период в связи с грандиозными реставрационными работами развернулась активная научно-исследовательская деятельность. Был собран и обобщен значительный материал, посвященный творчеству отдельных мастеров и в целом развитию русского искусства первой половины XVIII столетия. В 1970-е годы предметом пристального и углубленного внимания специалистов становится изобразительное искусство петровского времени. Открываются выставки, публикуются монографии, посвященные этому яркому периоду в истории русской культуры. В работах последнего времени широко используются технико-технологические исследования, с помощью которых решаются многие сложные вопросы атрибуции.
Цитаты
«Движение, бег лошади, паровоза, можно передать однотонным рисунком карандаша, но передать движение красных, зеленых, синих масс – нельзя. Поэтому нужно обратиться непосредственно к массам живописным, как таковым, и искать в них форм, им присущих».
Новые обсуждения
А знаете ли вы?
Художник видит зорче, а потому и больше замечает, глубже вникает (хотя бы по роду своей профессии) в жизненные явления, чем иные люди. Художник быстрее замечает черты нового в жизни, сильнее чувствует красоту и своим творчеством помогает людям видеть мир ярче, шире, глубже.
Кстати
Древняя Русь
Наиболее зрелое произведение Андрея Рублева - икона «Троица» (…), созданная художником «в похвалу святому Сергию», т. е. в память Сергия Радонежского,- одно из величайших произведений не только древнерусского, но и всего мирового искусства. (…) Возвышенный строй образов, гармоничная цельность всего произведения, подобный тихой и нежной музыке линейный ритм и, наконец, единство колорита, который строится на сочетании удивительно тонко подобранных звучных и нежных красок,- все это определило совершенство произведения, проникнутого высоким человеческим содержанием. (…) Творчество Рублева вызвало к жизни целое направление в живописи, которое широко распространило его художественные идеи. Московская живопись развивалась по пути, им начатому. Об этом достаточно красноречиво говорят иконы московской школы, созданные в первой половине 15 в., а также ряд рукописей, украшенных миниатюрами.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
Пейзажисты, по преимуществу представители "Союза русских художников", значительно обогатили свое живописное мастерство. Именно здесь преобладали этюды, лирическая трактовка мотивов, часто деревенских, восходящих к А. К. Саврасову, В. Д. Поленову и И. И. Левитану, что свидетельствовало о сохранении демократических традиций. Пленэрная живопись пополнилась такими цельными по колориту и поэтическими пейзажами, как "Кемь" (1917) К. А. Коровина, "К вечеру" Н. П. Крымова, лучшими работами С. А. Виноградова ("Цветник", "Весна", 1911) и С. Ю. Жуковского ("Плотина", 1909, "Радостный май", 1912).