Прикладное искусство
Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых дворцах и домах интерьеры отделываются "на европейский манер", вводится костюм общеевропейского образца, более удобный, чем тяжелая, длиннополая, старорусская одежда (см. портрет Г. М. Головкина работы И. Н. Никитина, ил. 35). Вырастает потребность в художественно оформленных предметах мебели, посуды, тканях, костюмах нового типа. Строятся фабрики, заводы, мануфактуры, вырабатывающие художественные изделия: стекло, шпалеры, шелковые ткани. Эти изделия мы называем произведениями прикладного искусства.
Ил. 47. Адмиралтейское кресло Петра I. Дуб. Обивка бархатом. Перв. четверть XVIII в. Летний дворец, Ленинград
Ил. 45. Ф.-Б. Растрелли. Картинный зал Екатерининского дворца. Середина XVIII в., г. Пушкин
Ил. 46. Ф.-Б. Растрелли. Диван резного золоченого дерева. Середина XVIII в. Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин
Ил. 41. Стакан с надписью «Виват царь Петр Алексеевич». Бесцветное стекло. Матовая гравировка. Ямбургский завод. Перв. четверть XVIII в. ГРМ. Ил. 42. Бокал. Хрусталь. Матовая гравировка и гранение. Петербургский завод. Середина XVIII в. ГРМ
Ил. 43. Кружка. Фарфор. Казенный завод. Петербург. Середина XVIII в. ГРМ. Ил. 44. Мальчик-кучер. Скульптура. Фарфор. Казенный завод. Петербург. 1760-е гг.
Широко привлекаются иностранные мастера, причем их обязывают обучать русских учеников. Молодых людей посылают за границу учиться мебельному, керамическому, ткацкому и другим ремеслам. Мастера и ремесленники быстро осваивают европейские образцы, внося в них свое понимание формы, колорита, свойственное народным традициям. Например, в мебели русские мастера, ознакомившись с новыми типами английских и голландских стульев, столов, бюро, делая предметы из отечественных пород древесины, смягчают волнистые контуры предметов, придают им большую массивность, обобщенность. Русская мебель этой эпохи сдержанно декоративна. Ее отличают резьба невысокого рельефа, точеные детали, полировка под воск, окраска в голубовато-зеленый цвет, роспись. Цветовыми акцентами служит обивка кожей, трипом (шерстяной бархат), шелком, набойкой. Пример самобытного решения раннего барокко в мебели - крупномасштабное адмиралтейское кресло Петра I в Летнем дворце (Ленинград). Оно как бы символизирует мощь и энергию эпохи (ил. 47).
В резных украшениях дворцовых помещений, в шпалерах, в орнаментации металлической и стеклянной посуды часто прославлялись победы и преобразования Петра I. Для этой цели нередко использовались условные изображения из книги "Символы и эмблематы", неоднократно переиздававшейся в России.
Прикладное искусство Петровской эпохи отличалось ясностью форм, симметрией, чистыми интенсивными тонами. В его истоках народная культура и творческое освоение достижений западноевропейской культуры и искусства.
Стиль русского барокко проявляется в интерьерах дворцов, построенных Ф.-Б. Растрелли. Анфиладная планировка залов создает иллюзию бесконечного пространства. Основное украшение залов - золоченая резьба (ил. 45). Она восходит к традициям резьбы XVII века. Теперь ее содержание глубоко светское. Это - побеги, цветы, раковины, скульптуры женщин, амуров, свободно и асимметрично скомпонованные. Живописные плафоны как бы раскрывают потолки. Залы наполняются светом, льющимся из окон-дверей, сиянием позолоты резьбы и мебели, блеском зеркал и хрустальных люстр. С барочными интерьерами органично сочетались костюмы знати ярких, насыщенных тонов, парчовые, шелковые, бархатные, преувеличенно пышных форм, украшенные золотым шитьем, кружевами, блистающие драгоценностями. Для барокко характерно слияние отдельных искусств в единый синтетический образ, ярко декоративный, пронизанный движением.
Орнамент, называемый рокайлем, строится асимметрично, в динамичном ритме, из стилизованных завитков, раковин, пальметт, цветов, плодов.
Мебель. Для дворцов середины XVIII века мебель частью проектирует Растрелли (ил. 46). Иногда ее выписывают из Франции и Англии. Выполняют ее и русские мастера. В середине XVIII века распространяются новые по назначению формы - туалетные столы, комоды, декоративные пристенные столы мягких криволинейных очертаний. Их основное украшение - рельефная резьба. Ее золотят или подцвечивают. Применяют и роспись цветами и сплошное окрашивание мебели, преимущественно в светлые цвета - слоновой кости, белый, зеленый. Для обивки используют узорные шелка, бархат, шпалеры, вышивки.
В быту городских масс, а также в небогатых дворянских усадьбах еще долго живут старинные народные формы мебели (перекидные скамьи, ярко расписанные сундуки и коробы, шкафы) и посуды (братины, ковши, чаши), ручное ткачество.
Шпалеры. В XVIII веке занимают почетное место в убранстве дворцов шпалеры - безворсовые ковры, своего рода декоративные картины, вытканные трудоемким ручным способом. Основные материалы - шерсть и шелк - придают шпалере гибкость и пластичность. Ее колорит приглушен матовостью шерсти. Шелк же, введенный в детали, вносит блестящие блики.
Производство шпалер впервые в России налаживается в 1717-1719 годах в Петербурге. Вначале на шпалерной мануфактуре главенствуют французские ткачи. Они преднамеренно затягивают обучение русских мастеров. Но все же в 1720-х годах русские ткачи, ученики главным образом француза Филиппа Бегагля, начинают работать самостоятельно. Из первых произведений выделяется шпалера (парадный портрет-баталия) Филиппа Бегагля и его ученика Ивана Кобылякова "Персона государева на коне" (1723). Выпускаются шпалерная серия так называемых индийских ковров с пейзажами далеких стран, заморскими животными, орнаментальные панно, портреты. Картоны, образцы для ткачества, создают Л. Каравакк, художник мануфактуры Д. Соловьев.
Отечественные ткачи достигают высокого мастерства в 1730-х годах в серии шпалер, называемой "Русские ученики", с отличными декоративными композициями из пышных цветов, ваз, скульптур, птиц, животных, насыщенными цветом и движением.
В последующие десятилетия замечательное искусство едва не погибает из-за косности придворного ведомства. В 1760-х годах мануфактура восстанавливается. К концу XVIII века на мануфактуре выполняются портреты, копии станковых картин. Шпалера постепенно теряет присущий ей своеобразный декоративный характер, превращается в тканую картину.
Стекло. Для XVIII века характерны два типа стекла, изготовляемые выдувным способом.
Первый из них - бесцветное, прозрачное простое стекло и хрусталь. Хрустальная питьевая посуда и зеркала, преимущественно для царского стола и знати, поставляются ямбургскими заводами (ил. 41), а с 1730-х годов - петербургским (ил. 42). Более широкие круги снабжаются стеклянной посудой частными заводами, расположенными главным образом в районе Москвы, а с середины XVIII века предприятиями Владимирской и Орловской губерний, стекло которых не уступает петербургскому.
Второй тип - стекло бесцветное с зеленоватым оттенком или зеленое. Сочные, округлые штофы, бутылки, нередко с лепниной, расписываются яркими эмалевыми красками. Ветви, птицы, звери, сцены винопития, выполненные в свободной манере, напоминающей народные росписи (мебель, изразцы, лубок), тесно связаны с народным искусством. Такое стекло называется гутным, черкасским (в XVIII веке под таким наименованием подразумевали украинское). Оно выпускалось частными заводами и распространялось среди всех слоев общества. Особенно славятся в середине XVIII века хрустальные бокалы, предназначенные для подарков и наград. Теперь они становятся легче по пропорциям, сложнее по форме. Искусными приемами гранения (резьба со снятием части поверхности стекла) мастера заставляют хрусталь сверкать, вспыхивать изнутри тысячами огней. Рисунки рельефные или углубленные, выполненные гравированием (разновидность резьбы), изящны. Гладь прозрачного стекла служит как бы воздушной средой для гравированных ромашек, завитков, портретов цариц, пейзажей. Линии орнаментики иногда подцвечиваются позолотой.
Фарфор. Событием мирового значения явилось получение на основе научно поставленных опытов русского фарфора Д. И. Виноградовым (1720-1758) на Казенном заводе в Петербурге в 1746-1747 годах. Поиски Виноградова шли независимо от китайских мастеров (где фарфор был известен уже с VII столетия) и западноевропейских (в Мейсене фабрика была открыта в 1709 году).
Первые русские мастера, работавшие с Виноградовым, - выходцы из народа. Это ученик, а затем его преемник в области технологии Никита Воинов, гончар-формовщик Филипп Федоров, живописцы по финифти Иван Алексеевич Черный и его сын Андрей. А. И. Черный, одаренный колорист, становится основоположником миниатюры по фарфору с пунктирной техникой, тончайшим мазком.
Виноградовский фарфор (табакерки, посуда, подсвечники) отличается простыми сочными формами, гармонично связанными с росписью (ил. 43). Пейзажи с людьми, фантастические китайские сюжеты, написанные в легкой декоративной манере, бережно включают как фон белый материал - фарфор, покрытый блестящей глазурью. Применяются и сплошное покрытие золотом и лепные украшения. Это не только обогащает изделие, но и позволяет скрыть недостатки фарфоровой массы.
Над фарфоровой пластикой начинают работать еще при Виноградове. Но сохранились фигурки лишь 1760-х годов: людей восточного типа, негров, изображенных в сильном барочном движении. Фарфоровая скульптура этого же времени мальчика-кучера с характерным русским лицом - первая из многих, посвященных народным типам России и начавших в фарфоре особый жанр (ил. 44).
Цитаты
«Он только направлял ученика по дороге искусства, научал его правильно ходить, а потом он [ученик] уже мог "бегать, прыгать", как было свойственно его художественному таланту».
А знаете ли вы?
Я проработал около сорока лет в искусстве и скажу вам: весь секрет живописи — в тенях и полутенях (полутонах); свет только дополняет общий колорит холста. (…) Ошибается тот, кто думает, что современная полнокрасочная живопись что-либо изменила в этом направлении. Значение теней и полутонов остается все тем же.
Кстати
Древняя Русь
Облик Успенского собора (1158 - 1161) сильно изменился после пожара 1185 г.; в 1185-1189 гг. он был расширен Всеволодом, который, однако, сохранил древние стены и лишь велел обстроить их новыми; в результате собор вместо трехнефного стал пятинефным. (…) Успенский собор уже в первоначальном виде свидетельствовал об успешном использовании многих элементов романской архитектуры (перспективные порталы, аркатурный фриз, кубические капители, обильное применение резного камня). (…) Перед строителями стояла трудная задача, когда они взялись за восстановление Успенского собора после пожара. Сделав его пятинефным, они вынуждены были вынести абсиды и расширить их, а также возвести по углам собора еще четыре купола, меньшие по размеру, чем центральный.
Кстати
Советское искусство
В советской жанровой живописи прокладывает себе путь также и иная линия, где художник, не пренебрегая рассказом, большое внимание уделяет живописно-пластической характеристике образа человека, его окружения, природного и предметного мира. К такого рода художникам относится П. П. Кончаловский. Как уже говорилось в главе, посвященной русскому искусству начала века, в творчестве Кончаловского сочетались жадное стремление передать окружающее во всей силе его красочного богатства и тенденция ограничить изображение предметного мира и человека декоративно-пластической характеристикой. После революции эта ограниченность постепенно исчезает. Художник все больше сближается с жизнью, пишет портреты, работает над пейзажем, жанровой композицией.