Икона Богоматери из Диесусного чина: помогите пожалуйста определить возраст иконы и понять старинная ли она и ценная?
Здравствуйте, помогите пожалуйста определить возраст иконы и понять старинная ли она и ценная? Привезла её из чеченской республики. Предки были казаками. По наследству досталась деду, который умер в возрасте 83-х лет. Больше о ней ничего не знаю.
С Уважением!!!
- Написать автору
- 211[+]
Поиск по сайту
Кстати
Древняя Русь
Успенский собор (1475 - 1479), возведенный под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, был главной русской святыней, символизировавшей всю православную церковь. (…) В Успенском соборе получили дальнейшее развитие лучшие традиции русского храмового зодчества. Фиораванти тщательно изучил русскую архитектуру и глубоко проникся ее спецификой. Он включил в оформление фасадов московского храма ряд характерных деталей владимиро-суздальского зодчества - перспективные порталы, аркатурный фриз и др. Однако новые строительные приемы обусловили и значительное отличие Успенского собора от его прототипа, владимирского Успенского собора: геометрическую правильность плана и всех архитектурных деталей, а также принципиально новое решение внутреннего пространства. Новизна не только в том, что в соборе нет хоров. Главным является зальный характер помещения, его единство и нерасчлененность.
Россия первой половины XIX века
Ведущее место в русской керамике второй половины XVIII века занимает гжельская майоликовая посуда (изделия из цветной глины, покрытые непрозрачным стекловидным составом - эмалью). Ее производят в старинном центре гончарства - Гжельском районе под Москвой. Гжельцы осваивают технику майолики, изобретенную в 1740-х годах Иваном Гребенщиковым на керамическом заводе его отца под Москвой, и создают глубоко народные по духу роспись и формы посуды.
Россия конца XIX - начала XX века
С "Миром искусства" в той или иной степени связано творчество многих мастеров начала века - В. А. Серова, З. Е. Серебряковой, И. Я. Билибина, Б. М. Кустодиева, И. Э. Грабаря и других. В этом же ряду - и Николай Константинович Рерих (1874-1947) - передовой художник, ученый, видный общественный деятель. В художественном окружении того времени Рериха выделяла любовь к древнерусской истории и археологии, к искусству Древней Руси. В своем творчестве он стремился проникнуть в глубь веков, в живой и целостный мир далеких предков, связать его с поступательным развитием человечества, с идеалами гуманизма, героики и красоты ("Заморские гости", 1902, "Город строят", 1902).
Владимир
Уважаемая Людмила Дмитриевна Гвоздикова, добрый день. Иконография малого деисуса, остающегося неизменным и обязательным элементом любого без исключения деисусного чина, объединяет несколько типов, которые различаются по стилистике, технике и композиции. Наиболее распространенное исполнение — триптих, состоящий из трех отдельных икон — оглавых, оплечных или ростовых.Образ Божьей Матери, расположенный по правую руку (слева относительно зрителя), относится к типу «Заступница» (Агиосортисса), который представляет самостоятельный элемент иконографии Богородицы и выделяется тем, что только в этом иконописном каноне изображение Богоматери представлено без Младенца Христа на руках. Икона изображает Богородицу без Младенца, в молении перед Господом. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток, на котором пишут:
" Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное".
"Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир".
" Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою".
" Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй." (на Вашей иконе один из вариантов текста).
Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклонённо обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода. В Вашем варианте иконы предстоящие фигуры ростовые. К сожалению, нет возможности полностью атрибутировать Ваше произведение. Ключевыми фотографиями могут стать: свиток, фигуры предстоящих святых с текстами. Только в этом случае Вам помогут произвести "временную атрибуцию". На настоящий момент временной разброс может быть от рубежа XVIII-XIX века до середины XIX века. Думаю, Вас это не вполне устроит. Если Вашему деду было 83 (2013-83=1930), и икону он получил в наследство перед войной, то при особой чтимости Деисусных образов у Вас в семье должен находиться полный чин или чин, разбитый по братьям и сестрам. 100-летний интервал для такого рода произведений- не редкость...
С уважением Владимир Сорокин
Добавить комментарий