КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ
Эта книга состоит из очерков о технике живописи и описания творческого метода работы выдающихся мастеров советского пейзажа: 13. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бируля, И. Э. Грабаря, М. В. Нестерова, Н П. Крымова. М. С. Сарьяна, А. А. Рылова и Я. Д. Ромаса.
Каждый из них обладает своеобразным творческим почерком, своей системой техники живописи, но все эти художники — представители русской реалистической школы пейзажной живописи, основы которой были заложены А. Ивановым, Ф. Васильевым, А. Саврасовым, А. Куинджи, И. Шишкиным, И. Левитаном, И. Айвазовским, А. Архиповым, К. Коровиным.
Творчески восприняв традиции выдающихся представителей русской реалистической школы, наши мастера сыграли немалую роль в становлении и развитии советской пейзажной живописи.
Для того чтобы стать настоящим живописцем, необходимо не только в совершенстве владеть рисунком, композицией, цветом, но надо отлично знать материалы живописи, их положительные и отрицательные свойства и уметь технологически разумно пользоваться ими.
Искусство свободно владеть материалами живописи, при помощи которых создается произведение, приходит к художнику не сразу, а является результатом упорного труда и изучения их свойств и особенностей. Не зная в совершенстве этих свойств, невозможно создать картину, увлекающую зрителя живописью, цветовыми и световыми особенностями натуры, звучностью и красотой красочных тонов и всей колористической гаммы. Отсутствие у художника знания материалов в особенности сказывается на сохранности произведений во времени.
Признаком большого мастерства художника служит его уменье легко и свободно владеть материалами живописи, то есть отличное знание «ремесленной» стороны живописи.
Выбор художником того или иного холста, красок, разбавителей и других материалов и явное предпочтение, отдаваемое каким-то из них, являются не случайными, а рождаются в процессе разработки и создания своего индивидуального метода работы красками на холсте или на каком-либо ином материале. Потому при изучении творчества художника, чтобы постичь все своеобразие и особенности его метода работы, всегда необходимо знать чем и как он писал.
Начинающим художникам очень полезно внимательно изучать методы работы мастеров. Но, разумеется, сказанное не означает, что нужно копировать метод работы того или иного художника — это будет ненужным, бесполезным делом.
Художественное произведение имеет ценность только тогда, когда является правдивым выражением взглядов, чувств, мироощущения художника, а не простым подражанием.
Опыт мастеров, о котором рассказывает эта книга, поможет начинающим художникам найти свой метод, выработать свою технику живописи.
Цитаты
«В основе таланта пейзажиста всегда лежит искренняя любовь к природе. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать ее говор не всем дано. Всю свою жизнь я много работал, учился, наблюдал, прислушивался к молчанию, к говору природы. И сейчас, в своем одиночестве я всегда наблюдаю ее вечно изменчивую жизнь. Природа будит в человеке различные по своему характеру чувства и переживания. Различные состояния в жизни ее по различному отзываются в душе».
А знаете ли вы?
«В том, что совсем легко, мало искусности, искусное же требует много усердия, усилий и труда, чтобы овладеть им.»
Кстати
Россия первой половины XIX века
Резчики в с. Богородском в первой половине XIX века постепенно отказывались от раскраски и вырабатывали собственную творческую манеру - неокрашенной игрушки. Богородцы великолепно понимали особенности этой пластики. Изображая типы крестьян, птиц, зверей, они подчеркивали орнаментальность объема скульптуры, цвет, текстуру дерева. Решая скульптурки еще статично, резчики проявляли большую наблюдательность, передавая самые характерные черты: например, неуклюжесть медведя, горделивость петуха.
Кстати
Советское искусство
Работа по плану монументальной пропаганды во многом разрушила обычные представления об искусстве и выдвинула на первое место такие его формы, которые способны обращаться к миллионам. Отсюда закономерность бурного развития в годы гражданской войны политического плаката, «Окон РОСТА», росписи агитпоездов и агитпароходов, агитационных рельефов и т. д. Именно в этих формах находит в первые годы революции выражение то новое, что пришло в искусство и определило его образный строй, его общественный пафос.