О КОЛОРИТЕ
Книга редактирована с целью улучшения понимания материала (иллюстрации книги вставлены в текст; текст существенно дополнен недостающим иллюстративным материалом; примечания перенесены вниз страниц).
В первой главе выясняется разница между вопросами цвета и колорита и взаимосвязь света и цвета в живописи; во второй разбираются примеры построения колорита; третья отведена взаимосвязи колорита с эстетическим идеалом времени (здесь же затрагивается вопрос о связи колорита с историческими стилями); четвертая глава посвящена типам и видам колорита, то есть проблеме его классификации.
ОТ АВТОРА
Колорит теснейшим образом связан с цветом в живописи. Однако при внимательном рассмотрении вопросов цвета и колорита выясняется их существенное различие: совокупность цветов картины еще не определяет колорита. Среди произведений живописи не трудно найти такие, которые содержат примерно одни и те же цвета, но колористически оказываются несхожими. Колорит определяется как система цветов, но система и сумма — это не одно и то же. Система закономерна, обладает единством, целостностью, поэтому важно понять, чем обусловлено цветовое единство системы, в силу каких признаков она воспринимается едино-целостно. Этот вопрос и составляет одну из основных задач работы.
Суть и природу колорита можно раскрыть, обратившись к конкретным произведениям. Закономерности колорита всеобщи, их можно проследить на различных произведениях.
Задача автора в данной работе сводилась к выбору именно тех памятников, на которых наиболее наглядно проявила себя та или иная колористическая закономерность. Большинство рассматриваемых произведений относится к станковой, но некоторые — к монументальной живописи. Характер и основы станковых картин и монументальных настенных росписей не одинаковы, но отдельные черты колорита общи как для тех, так и для других.
Несколько примеров взято автором из архитектуры; большинство из них относится к Новому времени, но некоторые — к Средневековью. В рамках проводимого в книге анализа такое сопоставление разнородного по существу материала вполне допустимо.
Произведения живописи, на которые ссылается автор, сопровождаются указаниями их местонахождения, при атом в тексте приняты следующие сокращения:
ГТГ — Государственная Третьяковская галерея
ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
ГРМ — Государственный Русский музей
ГЭ — Государственный Эрмитаж
ГРМ — Государственный Русский музей
Для произведений, хранящихся в иных музеях, указаны полные наименования мест их хранения. Упоминаемые архитектурные памятники, в тех случаях, когда это известно, сопровождаются указаниями дат строительства и имен строителей.
В конце книги приводятся основные термины по цветоведению.
Цитаты
«Стиль родится тогда, когда художник не только умом познает идеалы своего времени, но тогда, когда он иначе не может уже чувствовать, когда идеология его века, его народа становится его личной идеологией».
А знаете ли вы?
Итак, картина имеет внутри себя мир, живущий своей независимой жизнью и действует на зрителя только своим художественным образом в целом. В этом и заключается ее огромная сила воздействия. Тонкий художник умеет сделать так, будто бы перед зрителем открывается дверь, и он застает все заключенное в картине действие как бы врасплох.
Кстати
Древняя Русь
Для истории искусства народов СССР огромное значение имеет рубеж 13 и 14 вв. До того времени искусство Руси развивалось как искусство единой древнерусской народности, окончательное сложение которой относится еще к 9-10 вв. В период феодальной раздробленности на основе древнерусской народности стали формироваться русская (великорусская), украинская и белорусская. Специфические признаки и особенности их культуры ясно определились в течение 14 и 15 вв. Поэтому древнерусское искусство 10-13 вв. является общим наследием русских, украинцев и белорусов, а с 14 в. искусство каждого из этих народов следует рассматривать отдельно. Тем не менее, и в последующие века сохранялась, росла и укреплялась тесная связь русского, украинского и белорусского искусств.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
Фарфоровые заводы Кузнецова, скупившего почти все крупные керамические предприятия, вырабатывали дорогие, раззолоченные повторения западноевропейских образцов и дешевую антихудожественную посуду, используя механические приемы украшения. Но на некоторых его маленьких заводах расписывали для деревни, восточного рынка фарфоровую посуду цветами в народной, быстрой, кистевой манере. Связи с народным искусством помогли сохранить в этом виде массового фарфора свежесть, самобытность.