О КОЛОРИТЕ

Алексеев С.С.

Книга редактирована с целью улучшения понимания материала (иллюстрации  книги вставлены в текст; текст существенно дополнен недостающим иллюстративным материалом; примечания перенесены вниз страниц).

В первой главе выясняется разница между вопросами цвета и колорита и взаимосвязь света и цвета в живописи; во второй разбираются примеры построения колорита; третья отведена взаимосвязи колорита с эстетическим идеалом времени (здесь же затрагивается вопрос о связи колорита с историческими стилями); четвертая глава посвящена типам и видам колорита, то есть проблеме его классификации.

ОТ АВТОРА

Колорит теснейшим образом связан с цветом в живописи. Однако при внимательном рассмотрении вопросов цвета и колорита выясняется их существенное различие: совокупность цветов картины еще не определяет колорита. Среди произведений живописи не трудно найти такие, которые содержат примерно одни и те же цвета, но колористически оказываются несхожими. Колорит определяется как система цветов, но система и сумма — это не одно и то же. Система закономерна, обладает единством, целостностью, поэтому важно понять, чем обусловлено цветовое единство системы, в силу каких признаков она воспринимается едино-целостно. Этот вопрос и составляет одну из основных задач работы.

Суть и природу колорита можно раскрыть, обратившись к конкретным произведениям. Закономерности колорита всеобщи, их можно проследить на различных произведениях.

Задача автора в данной работе сводилась к выбору именно тех памятников, на которых наиболее наглядно проявила себя та или иная колористическая закономерность. Большинство рассматриваемых произведений относится к станковой, но некоторые — к монументальной живописи. Характер и основы станковых картин и монументальных настенных росписей не одинаковы, но отдельные черты колорита общи как для тех, так и для других.

Несколько примеров взято автором из архитектуры; большинство из них относится к Новому времени, но некоторые — к Средневековью. В рамках проводимого в книге анализа такое сопоставление разнородного по существу материала вполне допустимо.

Произведения живописи, на которые ссылается автор, сопровождаются указаниями их местонахождения, при атом в тексте приняты следующие сокращения:

ГТГ — Государственная Третьяковская галерея

ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

ГРМ — Государственный Русский музей

ГЭ — Государственный Эрмитаж

ГРМ — Государственный Русский музей

Для произведений, хранящихся в иных музеях, указаны полные наименования мест их хранения. Упоминаемые архитектурные памятники, в тех случаях, когда это известно, сопровождаются указаниями дат строительства и имен строителей.

В конце книги приводятся основные термины по цветоведению.

Первоисточник: 
С. С. Алексеев. О колорите. М., 1974
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.