Григорьев С.А.

Писатели, поэты, живописцы, скульпторы в процессе творчества выражают свои мысли и чувства разными способами. Писатели ярким словом, композиторы гармонией звуков, художники линией, формой, цветом.

Маяковский говорил, что ради одного хорошего, настоящего слова приходится затрачивать «тысячи тонн словесной руды». И действительно, только небольшая часть передуманного, пережитого, перечувствованного, отобранная взыскательным и беспощадно требовательным к себе художником, найдет место в будущем произведении- Но эта малая часть и есть душа произведения, формирующая и определяющая художественный образ, то есть самое главное, самое заветное, драгоценное, без чего произведение становится ремесленной поделкой.

При сильном желании и упорстве можно научиться правильно срисовывать и списывать все, что окружает человека. Но только копировать действительность (хотя это тоже нелегко) еще не значит стать художником. Настоящий художник это гораздо больше и выше.

Стать художником трудно. Искусство требует всего человека и на всю жизнь. Внутренняя творческая работа не оставляет художника ни на минуту, сопутствует ему всегда и везде. Она не знает выходных дней и отпусков. Художник не перестает трудиться, идя по улице, проезжая в трамвае, разговаривая с людьми, наблюдая природу. Как трудолюбивая пчела, везде и всюду собирает он материал для будущих произведений, собирает не от случая к случаю, а постоянно, и не делать этого не может.

В процессе работы художник, когда ему нужно, из запаса накопленных наблюдений и впечатлений отбирает необходимые ему в конкретном случае образы, которые являются материалом будущей картины.

Моя задача заключается в том, чтобы кратко рассказать, что такое композиция в живописи.

Композиция * самое сложное понятие в изобразительном искусстве. Композиция — сущность творчества. Она решает качество произведения, степень его воздействия на зрителя. Ничто так в живописи не связано с идеей, замыслом, сюжетом картины, как композиция. Нет другого способа для художника выразить свою мысль, идею, сделать это понятным для зрителя, значительным и художественным.

Так же, как безгранично, подобно жизни, искусство, так и вопросы композиции чрезвычайно сложны и многообразны. Они жизненны только при определенных условиях и обстоятельствах создания художественного произведения (идея, тема, конкретный сюжет, время, количество фигур), соединенных каждый раз тонко и сложно, и поэтому упрощаются и мертвеют, зачастую легко превращаются в схоластику, если механически применять к ним логические законы и рассуждения.

Вопросы композиции в живописи трудно перевести на язык слов еще и в силу специфики самого искусства живописи, искусства, которое основано на показе явлений и фактов действительности, преломленных через творческое сознание художника и вновь возвращенных в действительность.

Хороша или плоха картина, может судить всякий по мере своего разумения. А вот хороша или плоха композиция картины, могут сказать только знающие мастера и тонкие знатоки. Они могут вынести безошибочное заключение о том, что в композиции хорошо и что плохо на основании внутреннего художественного чутья, которое возникает из трудового и творческого опыта, общей культуры, из пройденной школы, из воспитания художественного вкуса. Но и они иногда не находят достаточно подходящих слов для объяснения того, почему плоха или хороша композиция. Когда я беседовал с художниками мастерами своего дела, я часто замечал, что они, стараясь объяснить законы и правила композиции словами, испытывали большие затруднения и невольно привлекали язык метафор. По-видимому, это происходит потому, что искусство в большой мере дело чувства, и для многих художников знания композиции имеют особые свойства, являясь скорее следствием особого дарования, «композиционного чутья», если можно так выразиться. По этой самой причине и обучение изобразительному искусству заочно очень сложно, так как многие задачи решаются исключительно наглядным показом. Естественно, что я в своей статье ставлю скромную задачу: на основании своего художественного и педагогического опыта поделиться своими наблюдениями и высказать лишь некоторые мысли о композиции.

Как ни трудно выразимы законы композиции, все же было бы неверным отрицать их вообще. Могут же в музыке определенным образом сочетаться в мелодию отдельные музыкальные фразы; или в архитектуре геометрические формы гармонично соединяются, выдерживаются в пропорциях, уравновешиваются, производят впечатление прекрасного. Никто не станет отрицать в архитектурной композиции художественного образа.

Тем более в композиции картины, где основа творчества это передача конкретного реального мира. Художник хотя и оперирует в начале работы для удобства весьма обобщенными формами, однако никогда не упускает из виду их реального жизненного выражения и содержания.

Конечно, элементы отвлеченного мышления присутствуют при создании композиции, но это только лишь этап работы, но не ее цель. Живопись искусство конкретное, и лишать его конкретности, значит убивать в самом существе.

Композиция, как уже было сказано, понятие сложное и многозначимое. Кратко можно сказать, что это распределение всего изобразительного материала на холсте: персонажей, пейзажа, предметов обихода, пространства, цвета, света и т д., то есть того, что именуется компонентами картины. И не простое распределение, а упорядочение этого материала, приведение отдельных компонентов во взаимосвязь, установление между ними различных отношений психологических, пластических, цветовых. Вместе с тем композиция это определенное расположение компонентов картины с целью раскрытия главного идеи произведения. Картина может стать выразительной, значительной, навсегда запоминающейся только тогда, когда в ней ясно выражена основная мысль, найдено общее, и с этим общим связаны все части органической нерасторжимой связью. Выделение главного и, что особенно важно, нахождение общего картины в целом, решение ее образа это и есть композиция картины. Здесь нужно больше всего положить труда, находчивости, изобретательности и остроумия.

Известно, что натурализм поверхностное, внешнее понимание жизни заключается совсем не в манере исполнения и не в приверженности художника к деталям и подробностям, И широко написанная картина может быть натуралистической, если в ней отсутствуют композиционно образные отношения, то есть творческое воссоздание жизни. Простое бездумное изображение или копирование случайно взятых и потому мертвых для искусства предметов и персонажей это и есть натурализм.

Перед тем как начинать работать, надо остановиться, подумать, решить, что ты хочешь выразить в своем произведении, как это все разместится на плоскости холста или бумаги, какой будет общий вид какой для этого нужен формат (квадрат полтора квадрата и т д.) и какая техника исполнения будет наиболее подходящей (например, лицо ребенка и старика одинаковой техникой не передашь) Очень часто техника исполнения зависит от сюжета. Вообще надо каждый раз искат1 средства выражения, соответствующие сюжету «По сюжету и живопись», писал П. П. Чистяков в письме В. Д. Поленову. Замечатель но то, что это вовсе не противоречит творческой индивидуальности художника.

В. А. Серов, имея свой художественный почерк, каждый раз искал новые средства для выражения своих замыслов. Очень интересно и поучительно проследить за этим по его произведениям.

Если сравнить, например, портрет М. Н. Ермоловой с портретом К. А, Коровина, то можно ясно увидеть, как в каждом случае художественные средства, живописная манера художника соответствуют образу изображаемого человека.

Рис. 2. В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. Масло

В портрете Ермоловой (рис. 2) строгий лаконичный силуэт, сдержанная, даже суровая цветовая гамма, построенная на тонкой разработке черного и белого, все способствует созданию величественного, вдохновенного образа великой русской актрисы, образа, проникнутого большим человеческим чувством. Низкий горизонт способствует торжественности, значительности образа. Это портрет не только конкретного лица, но и образ русской женщины в широком понимании слова.

Рис. 3. Б. А. Серов. Портрет К. А. Коровина. 1891 Масло

Портрет К. А. Коровина (рис. 3) совершенно иной и по характеристике и по живописному решению. Он, в отличие от портрета Ермоловой, скорее камерный. Коровин полулежит на диване, одет несколько небрежно. Написан портрет в очень свободной, как бы этюдной манере, «мазисто», широким мазком и в совершенно ином живописном ключе более яркими, звучными красками. Он построен на сильных ударах красного, синего, белого цветов.

И композиция портрета, и его мажорная цветовая гамма рисуют образ человека широкой натуры, великолепного художника-колориста.

В композиции очень важны вопросы контрастов. Например, большого и маленького, динамичного и неподвижного, яркого по цвету и сдержанного и т. д. Все относительно и познается сравнениями. Главное можно выделить ярким цветом на спокойном фоне, большой размер подчеркнуть небольшими предметами и наоборот.

Композиция требует от художника развития у него способности отвлеченного мышления и умения оперировать обобщенными, упрощенными, доведенными до геометрического состояния формами и силуэтными фигурами. Она требует умения добиваться удачных и острых сочетаний, умения оценивать их эстетическое значение и их содержательность.

В работе над композицией совершенно необходимо вначале упрощать, обобщать. Больше того, именно этими очищенными от излишних деталей и подробностей формами и надо обобщенно выразить сюжет Для зрителя все формы и части картины являются живыми конкретностями людьми, домами, деревьями, но для художника в начале работы — это компоненты, это силуэты, это цветовые пятна, которые при определенном сочетании должны обрести свой смысл и художественное значение.

Нельзя начинать картину в расчете на выигрыш деталей. Картины не будет. Ей просто неоткуда взяться, если ее не было при зарождении замысла, в начале работы. В лучшем случае может получиться набор выигрышных частностей, но картины как живого творческого организма не получится. Ведь давно замечено, что приятные частности иногда составляют отвратительное целое. Так бывает и в жизни и в искусстве.

Разберем один пример: взяв простой сюжет —«приезд студентки», надо представить себе мысленно все бесконечное жизненное разнообразие подобной ситуации.

Нужно выяснить конкретный образ студентки ее тип, характер. Кто ее встречает? Семья в новом доме или товарищи, а может быть, старый и больной отец? А вот другие варианты этого сюжета. Например, можно отказаться от бытового плана. Допустим, студентка, бывшая свинарка, встречается у фермы со своими подругами по бригаде. Или решить этот сюжет лирично: девушка стоит на пригорке, внизу село открылись сердцу родные края. Тут главное найти отношения фигуры и пейзажа.

Можно привести множество вариантов решения подобного сюжета, и затруднительно сказать, какой лучше. Надо все испробовать и выбрать наиболее выразительное, такое, которое свойственно психологии самого автора, по душе ему, то в котором он наиболее силен, которое лучше знает. Решение зависит и от того, какой жизненный факт натолкнул автора на взятый сюжет, какой случай навеял автору определенные мысли. Важно главное — необходимо искать. Найдя наиболее удачное смысловое решение, надо заняться его композиционным упорядочением. Профессор Академии художеств Ф. А. Бруни советовал молодому И. Е. Репину в таких случаях вырезать из бумаги фигуры персонажей картины и двигать их на бумаге в различных вариациях, пока не найдутся наиболее удачные сочетания силуэтов и расположение их в картине. Другие художники пользуются для этой цели глиной или пластилином: лепят небольшого формата фигурки задуманных персонажей, и потом варьируют их размещение в пространстве.

Можно испробовать эти приемы компоновки или придумать свои все это полезные упражнения, но нельзя слишком увлекаться ими, превращать их в самоцель. Нельзя ни на минуту забывать о главном самой картине — заключительном этапе, венце всех трудов художника.

_________

* Композиция — от латинского compositio — сочинение, составление, расположение.

Первоисточник: 
О композиции в живописи. Профессор народный художник УССР С.А. Григорьев. Школа изобразительного искусства. Выпуск 6. Москва 1963
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.