Рис. 13. П. П. Кончаловский. Автопортрет. 1943. Масло

Хочется напомнить еще раз, что, хотя пятна света и тени образуют единый цветовой силуэт, локальный цвет предмета, тем не менее изменения, происходящие в тенях и полутенях, это не просто утемнения за счет увеличения содержания коричневого или черного цвета, а качественно иные цветовые пятна. Посмотрите автопортрет П. П. Кончаловского в желтой рубашке (рис. 13) Живописец лепит форму не светлым и темным, а цветом. Особенно важно это понимать при изображении тени. Тень имеет свой декоративный силуэт, она должна быть прозрачной и звучной. В тени все сближено и слито по тону, тень не выносит пестроты. Но ничего не требует такой большой работы, как изображение тени.

Над тенями нужно работать все время. Чем больше художник к ним возвращается, тем они становятся глубже и красивее. Об этом писал Ченнино Ченнини. Недаром и Делакруа говорил, что тот художник, который напишет хорошо тень, напишет все! Большим мастером лепки живописной формы светом и тенью был Рембрандт (рис. 8; вып. III, рис. 52).

Рис. 52. Рембрант. Портрет старухи (жены брата). Фрагмент. 1654. Масло

Рис. 8. Рембрандт Саския — жена художника. 1633. Масло

Великое дело — умение лепить форму цветом. Однако если это умение ограничивается лепкой ради лепки и дробит силуэты, рушит композиционную целостность, тогда оно оборачивается дурной стороной картина становится, как это ни странно, в общем серой или черной, несмотря на присутствие многокрасочных и пестрых частей и деталей.

Композиция цвета — тончайшая вещь. Глубокое владение ее тонкостями и позволяло великим художникам творить чудеса. Например, Веласкес сочетал серые, серо-розовые, серо-зеленые, серо-голубые и черные тона, сдерживая яркие, подчиняя их суровой, строгой гамме, и при этом добивался величайших живописных эффектов, которые по праву считаются подлинным живописным волшебством. Стало быть, многое зависит от цветовых отношений. Конечно, у Веласкеса хорошо не только это. У него великолепно все: и рисунок, и сама манера письма — легкая, изящная и очень простая, не говоря уже о шекспировском проникновении в характер и знании глубины человеческой психологии, способности к разоблачению сильных мира сего королей, придворных, низведении их до шутов человеческой истории и в то же время умении наделить карликов, шутов, блаженных и несчастных, физически уродливых людей человеческим достоинством и величием души.

Огромное значение в живописи имеет действие дополнительных цветов, которые друг друга выявляют, делают звучными и глубокими. Но разрешение этих живописных задач требует художественного вкуса, такта, тонкого ощущения цвета, большого практического опыта и знания законов цветоведения.

Вообще художника на каждом шагу подстерегают трудные задачи, которые могут сбить с толку и завести в дебри заумного. Но талантливому художнику, полагающемуся на свое внутреннее художественное чувство и опыт, на полученную школу, удается решать эти задачи просто и живо.

Всякая композиция начинается с эскиза. Эскиз в живописи это проект картины. Все основные вопросы должны быть продуманы и решены в эскизе.

Главный из этих вопросов, требующий решения в первую очередь, это идея, сюжетный замысел, основная мысль, которую надо выразить понятно и просто. В дальнейшей работе вопросы художественного выражения главной мысли будут приобретать все большее значение, однако идейное содержание произведения всегда остается главным, руководящим и подчиняющим себе все остальное.

Обязательно ли делать эскиз?

Безусловно, обязательно. Молодой художник должен приучить себя с первых шагов в искусстве начинать всякую творческую работу с эскиза. Эскиз нужен не только для картины, но и для портрета, для пейзажа, даже для академического рисунка с натуры.

Только наброски делаются без предварительного эскиза. Но и наброски не должны быть случайными, сделанными неизвестно для чего. Они преследуют определенную цель уловить движение животного, птицы, человека, как бы «записать», «запомнить карандашом» выразительный поворот, ракурс, характер изображаемого. Здесь не случайно приведено выражение «запомнить карандашом», так как делать эскизы значит, образно выражаясь, думать карандашом.

Хорошая школа должна воспитать в своих учениках на всю жизнь стремление писать и рисовать, изучая природу и главное человека. Академическая штудия очень важна, без нее мастером не станешь. Однако неверно и пагубно, если она становится самоцелью.

Какие же вопросы решает эскиз? Самые основные, без которых не может быть творческого произведения. Главная задача в работе над эскизом добиться выразительности, правильности общего впечатления в поисках художественного образа. Сюда входит расположение частей картины групп людей, предметов, пейзажа и т. д., расположение силуэтов пластических форм, основных линий, цветовых пятен, которые создают колорит произведения; и при всем этом нельзя упускать главной цели работы создания художественного образа.

Следовательно, эскиз это уже композиция. Но композиция не кончается в эскизе, она здесь начинается, и забота о совершенствовании ее не оставляет художника до последнего удара кисти в его работе над картиной.

Чтобы основная мысль стала ведущей и в картине, чтобы лишить себя возможности дробить форму, надо в начале работы над эскизом отказаться от деталей и компоновать пока крупные массы. Леонардо да Винчи, например, советовал делать эскизы большой кистью, потому что если будет понятна в эскизе главная мысль, то дальнейшая разработка деталей сделает ее еще ясней; если же эскиз в самом начале не ясен в целом, то никакие детали не помогут

Композиция тесно связана с созданием художественного образа. Собственно композицией и решается самая великая задача творчества— создание художественного образа в картине. Художественный образ (в данном случае не в философском, а в творческом, практическом смысле) является настолько важным, что становится главной целью поисков при эскизировании будущей картины.

Рис. 10. В. И Суриков. Боярыня Морозова. 1887 Масло

Если вспомнить ставший классическим пример создания картин В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» (рис. 10), то видно, что уже в эскизах к ней заключалось самое существо будущей картины художественный образ в основном мотиве сюжета. Черный силуэт на белом фоне сидящая боярыня на фоне снега и заснеженных строений.

Или картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»: на фоне безлюдных волжских просторов возникает вдруг по контрасту серо-грязная группа бурлаков, поражающая своим драматизмом.

Теперь эти картины кажутся естественными, такими, какими он и должны быть, но история создания их говорит о том, что они дались их авторам ценой огромного труда, массы времени и большого количества вариантов эскизов.

Картина создается творческим воображением художника. Она не рассказывает, а показывает, и в этом ее сила и особенность. Картина не является протокольным документом, как фотография. Она духовное свидетельство времени и эпохи, она выражает мысли и чувства людей данного времени.

Рис. 12. И. Е. Репин. Не ждали. 1884. Масло

О картине И. Е. Репина «Не ждали» (рис. 12) можно говорить много: пересказать ее содержание, анализировать мастерство художника, вникнуть в историческое и общественное значение произведения. Но все слова бледнеют перед тем потрясающим впечатлением, которое производит сама картина. Такова сила искусства живописи.

Первоисточник: 
О композиции в живописи. Профессор народный художник УССР С.А. Григорьев. Школа изобразительного искусства. Выпуск 6. Москва 1963
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.