Картина памятник эпохи. Она вбирает в себя, как в фокусе, все особенности дум и переживаний своих современников. Она изображает не только внешний облик людей определенного времени, но и их внутренний мир. Но это не все. Картина, как и искусство вообще, выражает не просто внутренний мир и переживания людей, но и их взгляды на прошлое, настоящее, мечты о будущем. Тем самым картина является как бы духовным мостом между сменяющимися эпохами и способствует прогрессу и непрерывному совершенствованию человеческого общества. Конечно, это происходит только в том случае, если картина явление художественное, если она содержит художественный образ, без которого немыслимо искусство, а не является риторическим рассуждением на любую тему, теряя способность волновать человеческие сердца.

Идея основа картины. Сочетая силуэты и формы в композиционный организм, нельзя ни на минуту забывать об их психологической сущности, о выражаемой ими мысли. Для этого все и делается. Иначе нечего, как говорится, и огород городить.

Удачные сочетания и композиционные находки для одной картины могут оказаться совершенно неуместными для другой картины, для другого сюжета.

В качестве примеров привожу два выдающихся произведения советской живописи картину Б. Б. Иогансона «На старом уральском заводе» и картину А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда». Эти картины различны по своему характеру, но обе превосходно скомпонованы и организованы.

Рис. 4. Б. В. Иогансон. На старом уральском заводе. 1937 Масло

Картина «На старом уральском заводе» (рис. 14) является сугубо психологическим полотном с большим общественным звучанием. Здесь классовый конфликт Картина разделена на две части. Слева фигура жестокого хозяина-фабриканта и его опричника-управляющего, справа группа рабочих, объединенных общим чувством протеста. Особенное внимание обращает на себя фигура сидящего рабочего. Психологическая характеристика его очень сложна. Этот человек выражает не только чувство ненависти к эксплуататору, но он полон сознания своего нравственного превосходства, правоты своего дела. Рабочий сидит, он уже не встает перед всесильным хозяином, и хозяин даже как бы растерялся от такой неслыханной дерзости.

Я предлагаю читателям самим подробно проанализировать композицию этой картины на отдельном листе бумаги, чтобы убедиться в том, как успешно решил художник поставленную перед собой трудную композиционную задачу

Рис. 15. А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1927 Масло

Картина «Оборона Петрограда» (рис. 15) художника А. А. Дейнеки представляет собой эпическое полотно с двуплановым действием. Внизу колонны рабочих и работниц, идущих в бой, вверху возвращающиеся с поля битвы раненые, отдавшие свою кровь за революцию.

Картина очень остроумно скомпонована. Все действующие лица разбиты на компактные группы, объединенные одной целью. Мастерски передан динамический разворот идущих в бой. Сила и несокрушимость этих людей передана не только в их облике, но и в самом ритме силуэтов идущих, в четких, прямых геометрических линиях моста.

Мы воспроизводим также репродукции картин С. А. Чуйкова, Ю. И. Пименова и В. А. Серова с тем, чтобы дать возможность читателю самим разобраться в композиции этих произведений (рис. 16, 17а, 18).

Рис. 16. С. А. Чуйков. Воспоминания о Джайпуре. 1953. Масло

Рис. 17 а. Ю. И. Пименов. Обыкновенное утро. 1957. Масло

Рис. 18. В. А. Серов. Зимний взят. 1954. Масло

Картину можно представлять как замкнутый в себе мир, имеющий внутри себя жизнь, действие. Многие художники и теоретики не без основания рассматривали картину в виде «сценической коробки», сверху, снизу и с боков строго ограниченную рамой, а спереди и сзади как бы прозрачными стенками. Ничто не должно выходить за переднюю стену и нарушать единство картины. В. А. Серов говорил, что одной из забот, всю жизнь его преследовавшей при работе над портретами, была забота о том, чтобы персонажи не «вываливались» на зрителя, а находились в глубине картины. Все, что выходит за переднюю плоскость картины (вспомните картинную плоскость из раздела о перспективе), антихудожественно, нелепо и разрушает произведение.

Итак, картина имеет внутри себя мир, живущий своей независимой жизнью и действует на зрителя только своим художественным образом в целом. В этом и заключается ее огромная сила воздействия. Тонкий художник умеет сделать так, будто бы перед зрителем открывается дверь, и он застает все заключенное в картине действие как бы врасплох. Такая неожиданность особенно волнует, поражает, берет в плен своей общей художественной правдивостью, и только потом зритель начинает всматриваться в детали, находить в них подтверждение общей идее и любоваться мастерством исполнения.

Первоисточник: 
О композиции в живописи. Профессор народный художник УССР С.А. Григорьев. Школа изобразительного искусства. Выпуск 6. Москва 1963
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.