Иогансон Б.В.

Заочное обучение живописи очень сложно. Одна из трудностей заключается в том, что в печати невозможно передать все тонкости живописного мастерства. Разговоры о живописи и композиции мало что дадут, если они не подкреплены практикой. Поэтому при проведении урока композиции и живописи я для анализа выбрал одно из произведений изобразительного искусства — натюрморт французского художника Жана-Батиста-Симсона Шардена, как наиболее простой и в то же время совершенный (рис. 53).

Рис. 53 Шарден. Натюрморт. Масло

Однако все то, о чем здесь будет говориться, остается верным не только при исполнении натюрморта, чем мы с вами будем сейчас заниматься, но и при работе над портретом, пейзажем и картиной любого содержания.

В природе каждый предмет имеет цвет и форму: помидор красный, шарообразный, перец зеленый, продолговатый и т. д. Но цвет предметов в разных условиях подвергается изменению. Например, если за помидором находится желтый предмет, который воспринимает солнечные лучи и отбрасывает рефлекс, то помидор кажется оранжевым. Тот же помидор теряет яркость красного цвета от рефлексов зеленой листвы, голубого неба и т. д.

Такие явления в природе наблюдаются постоянно, причем они бывают иногда еле уловимы глазом. Заметить их можно лишь путем сравнения одних предметов с другими.

Представим это наглядно. Перед вами лист белой бумаги, равномерно освещенный. Попробуйте его написать на холсте на фоне стола. Это вам не всегда удастся. Если вы найдете верный общий тон и равномерно закрасите им холст — белой бумаги не получится, так как вы не применили метода сравнения. А если вы сначала найдете общий верный тон, а потом станете проверять себя, сравнивая передний, ближний край листа с уходящим краем, то увидите, что в зависимости от положения источника света один край светлее — и не только светлее, но, скажем, желтее другого. И бумага будет похожа на бумагу и ляжет на поверхность стола. Итак, применяя метод сравнения, вы увидели то, чего не замечали раньше. Это характерно не только при изображении натюрморта, но и пейзажа и человека.

Неопытные художники неправильно предполагают, что тело человека окрашено в телесный цвет, и пишут его телесной краской, утемняя в тени и разбеляя в светлых местах. Это создает ту ужасную живопись, которой грешат и некоторые художники-профессионалы. В действительности тело человека подвержено совершенно тем же законам цветовых изменений, как и любой предмет.

Композиция тоже имеет свои закономерности; правильное распределение частей живописного произведения, определение их взаимосвязи соответственно идейному замыслу, пропорции, пространственные планы, колорит. В этом убеждают нас и изучение реалистического искусства прошлого и наша собственная работа. Художник, чувствующий закономерности композиции, стремящийся познать их, до какой-то степени отдает себе отчет, почему он построил натюрморт или картину так, а не иначе. Правда, в большинстве случаев художник руководствуется вкусом. Идя от замысла к наиболее ясному выражению своей мысли — конкретной форме, меняя многое в картине, он не замечает, как сложный творческий путь приводит его к точному изображению видимого. Художник часто недооценивает всю важность того, что он сделал. Искусствовед же, занимающийся анализом художественных произведений, выведет закономерность и логичность композиционного построения картины.

Чтобы начинающему художнику было ясно, какое огромное значение в любой картине имеет композиция, я попытаюсь на основе своих предположений показать, как в построении натюрморта Шардена шла творческая мысль автора. Представим: Шарден вошёл в кухню и увидел лук-порей, который его заинтересовал своим цветом и формой. Этот лук определил удлиненную форму композиции. В контраст к нему он взял шарообразную форму яблок, овальную — яиц и три предмета кухонного обихода, разнообразные по форме: котелок, глиняную посуду и бутыль. Выбирая предметы, разные по форме, величине, цвету и материалу, художник как бы следует природе, которая бесконечно разнообразна.

Вы заметите, что вам будут часто встречаться определения «различный», «разнообразный», «разница». Рядом с ними — «единство целого», «гармония». И это не случайно, так как настоящее произведение искусства должно восприниматься цельно при всем разнообразии форм, линий, цвета.

Содержание взятого нами натюрморта несложно. Художник выбрал простые предметы домашнего обихода, необходимые человеку. Но выбрать предметы — это еще не все. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом, чтобы живописец мог глазом улавливать разнообразие предметов и воспринимать их вместе как единое целое. Мы проанализируем натюрморт Шардена как по выбору предметов, так и по их расположению.

Шарден выбрал для натюрморта следующие предметы: медный котелок, глиняную посуду, стеклянную бутыль зеленого цвета с пробкой, лук-порей, два яблока, два яйца (рис. 54). Они имеют разнообразные формы.

Рис. 54.

А что, если предложить написать натюрморт из одних котелков или бутылок (рис. 55, 56)? Вряд ли это вам понравится!

Рис. 55.

Рис. 56.

Теперь рассмотрим, случайно ли предметы оказались в таком порядке или художник сознательно расставил их так.

Чтобы ответить на это, попробуем разобраться, насколько закономерна данная постановка.

Можно ли составить натюрморт из двух-трех предметов? Можно. Давайте попробуем поставить их так, как на рис. 57.

Рис. 57. Пример постановки натюрморта

А если иначе (рис. 58)? Как будто бы получается несколько лучше, более закономерно. Почему? Потому что получается связь между предметами. Б этом выигрыш. Какой?

Рис. 58. Пример постановки натюрморта

В первом случае, когда бутыль не соприкасалась непосредственно с глиняной посудой, она изолированно находилась на фоне так же, как и глиняная посуда. Во втором случае комбинация получается несколько богаче: здесь мы видим непосредственное соприкосновение бутыли с фоном, судка — с фоном и судка — с бутылью. При такой комбинации получается соприкосновение двух форм разного цвета и материала с фоном: темно-зеленой бутыли и красноватой глиняной посуды с серым фоном.

Попробуем изменить эту комбинацию, положив в глиняный судок два белых яйца (рис. 59). Что получится? Какие новые качества приобретает наш натюрморт?

Рис. 59. Пример постановки натюрморта

При таком сочетании мы уже значительно обогатили постановку, так как дна белых яйца являются контрастом к темной бутыли. Цветовая комбинация уже разнообразнее: на сером — темно-зеленое, красноватое и белое. Но остается все же некоторая неудовлетворенность: одинаковые линии бутыли с левой и правой стороны делают натюрморт скучным. И вот художник берет предмет иного цвета, а именно яблоко шарообразной формы, которая нарушает однообразие силуэта бутыли (рис. 60). Натюрморт становится более интересным. Яблоко, имеющее глянцевую поверхность и румяный цвет, дополняет цветовую гамму.

Рис. 60. Пример постановки натюрморта

Но художник не удовлетворяется этим. Ему не хватает формы, объединяющей всё найденное в одно целое. Он вводит новую форму, отличную от ранее найденных,— лук-порей. Получается натюрморт в следующем виде (рис. 61).

Рис. 61. Пример постановки натюрморта

Это почти композиционное единство, при котором можно с удовлетворением приняться за работу. Но художнику приходит в голову мысль найти еще новую форму иного цвета, из другого материала и притом в такой пропорции ко всему найденному, чтобы она составляла как бы второй фон. Художник вводит в натюрморт медный котелок. Наклон ручки котелка также не случаен: он является как бы продолжением линии лука-порея. Чтобы нарушить параллельность линий котелка, мастер добавляет в натюрморт второе яблоко. И натюрморт получает свою завершенность.

Первоисточник: 
Живопись маслом: натюрморт. Народный художник СССР профессор Б.В. Иогансон. Школа изобразительного искусства. Выпуск 2. М., 1961
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.